2.3. Разборка двигателя.
Перед разборкой двигателя основательно очистите все его наружные поверхности, чтобы удалить грязь и масло. Особенно обращайте внимание на места уплотнений, чтобы инородные тела не могли попасть в двигатель и нарушить его работу. Закрепите двигатель на монтажном стенде. Если его нет, уложите на верстак и подоприте с боков деревянными чурками, чтобы он не смог упасть.
Для разборки двигателя потребуются специальный инструмент: установочный калибр для настройки распределительных валов, вставка для ключа с многогранным зацеплением для отворачивания и затяжки гаек. Если необходимо снимать коленчатый вал или шатуны, то необходим пластмассовый стержень Plastigage для измерения зазоров в подшипниках.
При полной разборке двигателя соблюдайте следующую последовательность (коробка передач снята с фланцев двигателя):
- уложите двигатель с учетом описанных подготовительных работ на верстак;
Рис. 40. Места крепления каталитического нейтрализатора
- на 2-литровом двигателе отверните каталитический нейтрализатор от выпускного коллектора (рис. 40);
- отсоедините все многоконтактные штекерные колодки (жгут проводов двигателя, регулятор дроссельной заслонки, датчик положения распределительного вала); другие штекерные колодки можно найти на катушке зажигания и помехоподавляющем конденсаторе, а также для датчика температуры охлаждающего средства (над штекерной колодкой для катушки зажигания). Разъедините штекерный разъем на генераторе;
Рис. 41. Положение штекерных колодок: 1, 2 — штекерные колодки; 3 — винт
- выньте многоконтактные штекеры 1 и 2 (рис. 41) соответственно датчика температуры для дистанционного термометра и датчика положения коленчатого вала. Отверните винт 3;
- отверните три винта и снимите упорный подшипник приводного вала. В непосредственной близости от него выверните масляный мембранный выключатель;
- отверните главный жгут проводов двигателя от впускного коллектора. Он укреплен в трех местах. Отверните винты крепления генератора и снимите его. Расположенный рядом ходовой ролик ремня также можно снять. После снятия генератора снимите подвесную скобу и отверните скобу подвески двигателя;
- снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов и уплотнение. Отверните в этой зоне крепление системы Pulse-Air;
Рис. 42. Места крепления корпуса дроссельной заслонки
- отверните корпус дроссельной заслонки (рис. 42);
- отсоедините вентиляционный шланг двигателя от трубы впускного коллектора и отверните четыре гайки и два винта крепления коллектора;
- снимите впускной коллектор;
- установите двигатель на монтажный стенд, слейте моторное масло и отверните масляный фильтр;
- снимите термозащитный щиток с креплением и шланг охлаждающей жидкости с трубой;
- отверните консоли компрессора (если установлен) и вспомогательный насос рулевого управления;
Рис. 43. Крепление выпускного коллектора на одной стороне двигателя: 1 — маслоизмерительный щуп; 2 — гайки крепления коллектора
- выньте маслоизмерительный щуп 1 (рис. 43), отверните девять гаек 2 и осторожно снимите выпускной коллектор с системой Pulse-Air;
- снимите колпачки свечей зажигания, отверните держатель катушки зажигания (три винта) и корпус термостата (три винта);
- снимите вентиляционную трубу картера, выньте три винта вентилятора и извлеките вентилятор;
Рис. 44. Шкивы жидкостного насоса и коленчатого вала
- снимите ременный шкив жидкостного насоса и коленчатого вала (рис. 44). При отворачивании последних коленчатый вал надо удерживать от проворачивания;
- отверните защитную крышку зубчатого приводного ремня на лицевой стороне;
- придерживая маховик от проворачивания, отверните сцепление. Выньте ведомый диск. Подобным образом отверните ведущий диск преобразователя крутящего момента автоматической коробки передач;
- выверните свечи зажигания;
- снимите зубчатый приводной ремень, как описано далее для этого двигателя в соответствующем подразделе;
- снимите освобожденную ведущую шестерню коленчатого вала. На внешней стороне диска шестерни нанесена надпись «FRONT». За ней расположена упорная шайба. Снимите ее с конца коленчатого вала;
- снимите оба распределительных вала и головку блока цилиндров;
- снимите крышку головки блока цилиндров и уплотнение;
Рис. 45. Инструмент для удерживания шестерен распределительного вала
- ослабьте винты крепления зубчатых шкивов распределительных валов. При этом распределительные валы будут вращаться, их нужно удерживать от проворачивания (рис. 45). При отсутствии специального инструмента вставьте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее о головку блока цилиндров. Снимите оба зубчатых шкива, промаркировав их принадлежность;
Рис. 46. Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов
- снимите распределительные валы. Чтобы валы не деформировались, ослабьте крышки подшипников в определенной последовательности (рис. 46). Ослабьте гайки крышек подшипников в указанной последовательности на пол-оборота так, чтобы они были свободны и их можно было отвинтить от руки. Промаркируйте крышки и снимите их по очереди. Осторожно извлеките оба распределительных вала и удалите радиальные уплотнительные кольца;
- выньте по очереди гидравлические толкатели и отложите их в последовательности, необходимой для установки, или промаркируйте;
Рис. 47. Последовательность ослабления винтов крепления головки блока цилиндров
- снимите головку блока цилиндров в сборе. Для этого отверните винты в последовательности, показанной на рис. 47. Для этого потребуется ключ с многогранной вставной головкой, чтобы не повредить головки винтов. После снятия трубки для маслоизмерительного щупа снимите головку блока цилиндров (в случае необходимости помогая резиновым молотком) и положите ее на два деревянных чурбачка;
- отверните жидкостный насос (четыре винта);
- выровняйте двигатель таким образом, чтобы поддон картера находился в нижней части, и отверните его. Таким образом, масляный шлам останется в ванне и не стечет в цилиндр;
- с обратной стороны двигателя отверните держатель датчика положения коленчатого вала и крышку с маслоуплотнительным кольцом (четыре винта). Маслоуплотнительное кольцо можно сразу же вынуть из крышки;
- отверните с внутренней стороны картера сито для всасывания масла. Щиток маслопровода теперь доступен, его может снять после отворачивания четырех гаек;
- отверните шесть винтов и снимите масляный насос;
- проверните коленчатый вал (за кромку маховика) так, чтобы все поршни встали приблизительно в середине рабочего хода, и шабером осторожно соскоблите нагар с кольца с верхней стороны отверстий цилиндров, не повреждая при этом каналы цилиндров;
- по очереди отверните от шатунов крышки подшипников. Слегка ударьте резиновым молотком по крышке и снимите ее вместе с вкладышем подшипника. Обычно крышки и шатуны промаркированы цифрами от 1 до 4, но нужно обязательно проверять, видны ли эти цифры. Номер цилиндра соответственно выбит на шатуне и крышке подшипника на противоположных местах;
- протолкните поршни с шатунами снизу через цилиндры. Соответственно по два поршня должны находиться в нижней мертвой точке (НМТ), чтобы облегчить снятие. Крышки подшипников и вкладыши лучше всего снова привернуть к соответствующему шатуну, чтобы держать их вместе;
- маховик держится на шести винтах и может быть отсоединен. При отворачивании маховика коленчатый вал надо законтрить. Это лучше всего сделать, заклинив деревянную чурку во внутренней части картера таким образом, чтобы она находилась между щекой коленчатого вала и стенкой картера, а вал был зажат;
- отверните винты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала, немного ослабив каждый винт;
- выньте винты и крышки подшипников с вкладышами. Промаркируйте каждую крышку и вкладыш (например, цветными метками), чтобы их снова можно было установить на первоначальное место;
- осторожно извлеките коленчатый вал из подшипников и положите на чистое место;
- выньте находящиеся в картере вкладыши подшипников и промаркируйте их, чтобы не перепутать, отложите их к другим вкладышам подшипников;
Рис. 48. Положение масляных форсунок в блоке цилиндров
- в местах, показанных на рис. 48, находятся масляные форсунки для охлаждения поршня. Их также можно снять;
- выполнив описанные подготовительные работы, установите двигатель на верстак;
- отсоедините штекеры проводов от датчиков положения распределительного вала и температуры охлаждающей жидкости. Отсоедините провода от катушки зажигания;
Рис. 49. Расположение штекерных колодок для масляного переключателя давления и датчика детонационного сгорания топлива
- отсоедините штекеры от переключателя давления масла и датчика детонационного сгорания топлива (рис. 49);
Рис. 50. Крепление генератора: 1 — штекерная вилка; 2 — кабель; 3, 4 — винты
- снимите генератор. Для этого отсоедините штекерную вилку 1 (рис. 50), токоведущий кабель 2, выньте винт 4 и выверните винт 3;
- отсоедините штекерную вилку от магнитного клапана, установленного на впускном коллекторе, отверните семь винтов и две гайки и снимите впускной коллектор;
- снимите несущую консоль генератора, масляный фильтр, датчик детонации и переключатель давления масла на стороне впуска на двигателе;
- отверните в передней части консоль для вспомогательного насоса рулевого управления и компрессора кондиционера (если он установлен);
- снимите детали вентиляции картера. Для этого снимите и выньте три винта;
Рис. 51. Снятие деталей на лицевой стороне двигателя: 1 — верхняя крышка; 2 — ходовой ролик; 3 — средняя крышка; 4 — шкив водяного насоса; 5 — крышка; 6 — шкив коленчатого вала
- снимите защитный кожух зубчатого приводного ремня. Прежде чем снять нижнюю крышку, снимите шкив жидкостного насоса 4 (рис. 51), ходовой ролик 2 поликлинового ремня и среднюю крышку 3 вместе с опорой для подвески двигателя. После этого снимите верхнюю крышку 1, ременный шкив 6 коленчатого вала и крышку 5. Для отворачивания винта шкива удерживайте коленчатый вал от проворачивания;
- снимите колпак с головки блока цилиндров. Сначала отключите от свечей зажигания провода высокого напряжения. При этом тяните не за кабели, а за штекеры. Выверните винты крышки в верхней части двигателя и выверните свечи зажигания;
- снимите зубчатый приводной ремень, как описано в соответствующем подраздел, для этого двигателя, и отверните жидкостный насос. Ременный привод может быть оснащен ходовым роликом для зубчатого приводного ремня;
- ослабьте винты крепления обоих зубчатых шкивов распределительных валов, удерживая валы от проворачивания. Прижим, изображенный на рис. 45, лучше всего подходит для этой цели. В противном случае просуньте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее против головки блока цилиндров. Снимите оба шкива, промаркировав их принадлежность;
- снимите распределительные валы. Чтобы не деформировать валы, ослабьте крышки подшипников в определенной последовательности (см. рис. 46). Соответственно ослабьте гайки крышек подшипников в указанной последовательности на пол-оборота так, чтобы их можно было отвернуть от руки. Промаркируйте крышки и снимите их по очереди. Осторожно извлеките оба распределительных вала и удалите радиальные уплотнительные кольца;
- выньте по очереди тарельчатые толкатели и отложите их в последовательности, необходимой для монтажа, или соответственно промаркируйте;
- снимите головку блока цилиндров в сборе. Для этого отверните винты в последовательности, показанной на рис. 47. Для этого потребуется ключ с многогранной вставной головкой, чтобы не повредить головки винтов. После снятия трубки для маслоизмерительного щупа снимите головку блока цилиндров (в случае необходимости помогая резиновым молотком) и положите ее на два деревянных чурбачка;
Примечание
Винты крепления головки блока цилиндров этих двигателей можно использовать только дважды, поэтому промаркируйте их одним или двумя ударами кернера. Если винты уже имеют две насечки от удара кернером, значит, они уже дважды использовались.
- выровняйте двигатель таким образом, чтобы поддон картера находился в нижней части, и отверните поддон. Таким образом, масляный шлам останется в ванне и не стечет в цилиндры.
- с обратной стороны двигателя отверните держатель датчика положения коленчатого вала и крышку с маслоуплотнительным кольцом (четыре винта). Маслоуплотнительное кольцо можно сразу же вынуть из крышки;
- отверните с внутренней стороны картера сито для всасывания масла. Тем самым нижняя половина картера отделяется от блока цилиндров;
- отверните шесть винтов и снимите масляный насос;
- проверните коленчатый вал (за кромку маховика) так, чтобы все поршни встали приблизительно в середине рабочего хода, и шабером осторожно соскоблите нагар с кольца с верхней стороны отверстий цилиндров, не повреждая при этом каналы цилиндров;
- по очереди отверните от шатунов крышки подшипников. Слегка ударьте резиновым молотком по крышке и снимите крышку вместе с вкладышем подшипника. Обычно крышки и шатуны промаркированы цифрами от 1 до 4, обязательно проверяйте, видны ли эти надписи. Номер цилиндра соответственно выбит на шатуне и крышке подшипника;
- протолкните поршни с шатунами снизу через цилиндры. По два поршня должны находиться в НМТ, чтобы облегчить снятие. Крышки подшипников и вкладыши лучше всего снова привернуть к соответствующему шатуну, чтобы держать их вместе;
- отсоедините сцепление;
- маховик держится на шести винтах, его можно отвернуть, законтрив коленчатый вал. Это лучше всего сделать, заклинив деревянную чурку во внутренней части картера таким образом, чтобы она находилась между щекой коленчатого вала и стенкой картера, а вал должен быть зажат;
- отверните винты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала, немного ослабив каждый винт;
- достаньте винты и крышки подшипников с половинными вкладышами подшипников. Промаркируйте каждую крышку и вкладыш подходящим способом (например, цветными метками), чтобы затем установить в первоначальное место;
- осторожно извлеките коленчатый вал из подшипников и положите на чистое место;
- извлеките находящиеся в картере вкладыши подшипников и соответственно промаркируйте их;
- чтобы не перепутать, отложите их к другим вкладышам подшипников.